Понятия со словосочетанием «в щепки»

Связанные понятия

Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Га́рпаг (греч. αρπαξ; лат. harpax; также креа́гр, креа́гра) — абордажное приспособление, представлявшее собой бревно, окованное железом. Считается, что данное изобретение впервые применил во 2-й половине I века до н. э. римский полководец Марк Випсаний Агриппа, сподвижник императора Октавиана Августа. Этот брус был длиной около трёх метров и имел на обоих концах толстые металлические кольца. Ближнее к кораблю-носителю кольцо крепилось к метательной машине при помощи прочных канатов, а противоположное...
Она́гр (лат. onagres от др.-греч. όναγρος, также скорпион) — позднеримская метательная машина торсионного типа, буквально переводится как дикий осёл. Именно онагр чаще всего неправильно именуется катапультой.
Качающиеся камни (или балансирующиеся скалы) - крупные камни, которые так тонко сбалансированны, что применение к ним небольшой силы заставляет их качаться.

Подробнее: Качающийся камень
Элеполис или гелеполис (греч. ελέπολις) — осадная башня, построенная Эпимахом из Афин для Деметрия I Полиоркета при осаде Родоса. В основании башни была квадратная решётка из брусьев площадью 484 м². Башня имела высоту около 45 метров и состояла из 9 этажей. Площадь последнего этажа составляла 84 м². Для защиты от поджога вражескими снарядами башня была обшита железными листами.
Брандер (нем. Brander) — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами (ВВ), используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться и к кораблям, предназначенным для затопления с целью блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во...
Аборда́ж (фр. abordage, от bord — борт судна; boarding) — способ ведения морского боя во времена гребного и парусного флотов, а также способ сцепления кораблей для передачи (приёма) грузов или людей.
Бризантные снаряды — артиллерийские снаряды, способные при разрыве давать большое количество разлетающихся во все стороны осколков.
Катастрома — историческое название специальной платформы у древних гребных боевых кораблей (как правило трирем), которая располагалась на бимсах и пиллерсах на некоторой высоте над палубой. Катастрома усиливала продольную прочность судовой конструкции, прикрывала гребцов от вражеских стрел и позволяла увеличить количество перевозимых бойцов на корабле. Во время боя на ней можно было размещать дополнительные силы пехоты (гоплитов) и устанавливать разнообразные метательные орудия (баллисты, камнемёты...
Эзельгофт (нидерл. ezel hoofd — «ослиная голова») — деталь крепления добавочных рангоутных деревьев к основным (утлегаря к бушприту, стеньги к мачте, брам-стеньги к стеньге).
Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.

Подробнее: Кранцы
Кло́тик, клот (от нидерл. kloot — шар, набалдашник) — набалдашник закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма сигнальных флагов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.
Поле́но — часть расколотого вдоль деревянного чурбана, чурки. Согласно ГОСТ, поленьями называются дрова длиной до 1 м.
Наджа́к (польск. Nadziak) — польский клевец. Состоял из стального наконечника, имевшего с одной стороны острый клюв-пробойник, а с другой — плоскую поверхность. Использовались в XV—XVII веках для пробивания доспехов.
Гвоздодёр — ручное рычажно-клиновое приспособление для вытаскивания (выдирания) вбитых в материал (дерево, пластик и др.) гвоздей. Выпускается в виде самостоятельного специализированного инструмента либо конструктивно совмещённого с такими инструментами как молоток, лом. Слово «гвоздодёр» русское и происходит от «драть» (выдирать, вытаскивать) гвозди.
Безосколочное стекло — условное название ряда видов стекла, при разрушении которого не образуется осколков с режущими краями.
Таран — у древних от лат. Taurus, стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.
Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха») — короткий трёх-, четырёхгранный кинжал или меч, который использовали рыцари в XI—XII веках для пробивания полного доспеха, против которого обычный меч был бессилен. Удары панцербрехером наносились преимущественно в дыхательные отверстия забрала и места соединения деталей доспеха, либо для того, чтобы разорвать звенья кольчуги.
Рикошет (фр. ricochet) — отражённое движение какого-либо тела (чаще всего пули, снаряда или камня), ударившегося о поверхность либо преграду под небольшим углом. Преградой/поверхностью может быть и поверхность воды.
Дурилка — снасть, употребляемая для зимней ловли щук в озёрах. Она состоит из длинной тонкой бечёвки с привязанным к ней на медной проволоке крючком. Крючок с насаженной наживкой опускается сквозь прорубь почти до дна, бечёвка же подпирается у проруба тонким прутиком и привязывается к крепко примороженному колышку. Когда рыба хватает наживку, насаженную на крючок, прутик падает и рыбак, наблюдающий над целым рядом дурилок, бежит к проруби и вытаскивает рыбу.
Книппель (также книпель, нидерл. knuppel — «дубинка») — снаряд корабельной артиллерии во времена парусного флота. Снаряд предназначался для разрушения такелажа и парусов и состоял из двух...
Выстрел (мн.ч. выстрела) — рангоутное дерево или металлическая балка, прикреплённые к борту судна (корабля) шарнирным соединением.
Манжерокский порог (или Манжерокские шумы, Манжерокские ворота) — порог в нижнем течении Катуни около села Манжерок в Республике Алтай. Здесь воды реки с шумом проходят между пятью большими камнями, образуя около левого берега опасные водовороты. Наибольшее впечатление порог производит в большую воду.
Турнирное копьё — разновидность боевого кавалерийского копья, созданная специально для конной копейной сшибки в ходе рыцарского турнира.
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Гюйсшток — металлический или деревянный шток или стойка в носовой части кораблей 1 и 2 ранга для подъема гюйса, а ночью штагового или якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых. Убирается во время стрельбы.
Ака́т (лат. acatium) — лёгкое античное судно, появившееся предположительно в Древней Греции и впоследствии использовавшееся в Древнем Риме (не следует путать с одноимённым судном Черноморского флота). Представляло собой разновидность монеры (униремы).
Бушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet; от boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей.
Мистраль (фр. mistral) — холодный северо-западный ветер, дующий с Севенн на средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и являющийся настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Мистраль является разновидностью катабатического ветра (боры). Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу.
Же́ребьи — крупные рубленые куски свинца неправильной формы, используемые до начала XX века для отстрела крупных зверей. Жеребьи годились для стрельбы лишь на близкое расстояние, так как в противном случае сильно разлетались, однако, в любом случае, по боевым свойствам во многом уступали охотничьей картечи.
Дельфи́н — античное оружие морского боя. Судя по довольно немногочисленным сохранившимся описаниям, представляло собой массивный груз, по форме несколько напоминавший дельфина (отсюда название). В морском бою при сближении с кораблём противника «дельфин» сбрасывался на его палубу или днище и пробивал их, или ломал скамейки гребцов.
В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек...
Штормтрап (штормовой трап) — разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль (судно).
Сте́ньга (нидерл. steng букв. — шест, штанга) — часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты.
«Черепа́ха» (лат. testudo) — боевой порядок римской пехоты, предназначенный для защиты от метательных снарядов во время полевых сражений и осад. В армии Византийской империи аналогичное боевое построение именовалось «фулкон» (греч. φούλκον).
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами.
Абордажный топор — разновидность топора, применявшегося во времена парусного флота. Использовался военными моряками и пиратами при абордажных схватках. Обычно имеет длинную (до метра) рукоятку, укреплённую железными пластинами — лангетами. В большинстве вариантов снабжён на обухе крюком, выполняющим роль багра. Реже там находилось лезвие клинка. Некоторые имели вид алебарды за счёт дополнительного острия сверху. Большое количество подобных топоров поставлялось в американские колонии для торговли...
Ангон — метательное средневековое оружие франков, имевшее назначение замедлять движения противника и мешать ему управлять щитом во время сражения.
Фок-мачта — первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами. Если на судне только две мачты, при этом передняя расположена почти в середине судна, то её называют грот-мачтой.
Аборда́жная ко́шка — приспособление, применявшееся на флоте для абордажного боя.
Артиллерийская граната — в XVII-XIX веках разрывной артиллерийский снаряд для полевых орудий относительно малого калибра (калибра менее 1 пуда, то есть менее 196 мм; более тяжёлые снаряды назывались бомбами). Артиллерийские гранаты получили своё название от ручной гранаты.
Ревун — специальная труба, деревянной головкой прикрепленная к стабилизатору обычной фугасной авиационной бомбы. При падении бомбы деревянная головка вибрирует, и ревун начинает издавать протяжный звук, частота которого нарастает с увеличением скорости падения бомбы. Такие бомбы назывались воющими; они широко применялись немецкой авиацией во Второй мировой войне с целью психического воздействия на противника.
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Гакаборт (от голландского hakkebord; букв. haak — крюк и bord — борт) — закругленная часть кормовой оконечности судна, в эпоху парусного флота под этим термином подразумевали самую верхнюю часть кормы от раковины над верхними окнами до планширя. В России данный морской термин стал широко употребляться со времен правления Петра I Алексеевича Великого, который некоторое время работал на одной из судостроительных верфей в Голландии.
Вельбот (от англ. whaleboat, буквально «китовая лодка») — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы. Гребцы располагаются по одному на банке, весла на правый и левый борт через одно. Благодаря одинаковому строению обеих оконечностей, вельбот не зарыскивает на попутной волне, хорошо проходит полосу прибоя. Кроме того, на нём одинаково легко грести и табанить. Первоначально использовался в китобойном промысле, за что и получил своё название. Позднее...
Громовы́е стре́лы (от др.-рус. стрѣлкы громнiи) — ископаемые доисторические кремневые орудия (наконечники стрел и копий, топоры и т. д.), а также фульгуриты и белемниты, которым в традиционной культуре многих народов приписываются магические свойства. По народному поверью, громовая стрела — это оружие Громовержца, которым он разит нечисть. Громовые стрелы уходят в землю при ударе молнии и через некоторое время выходят на поверхность. Также считалось, что громовые стрелы можно найти в телах пораженных...
Солиферрум (лат. solus - только + ferrum - железо) — римское название метательного копья иберийского происхождения, которое делалось полностью из железа.
Бире́ма (лат. biremis, от bi- — «двойной, двоякий» + remus — «весло»), дие́ра (др.-греч. δι-ῆρες, от δύο — «два» + ἐρέσσω — «грести») — гребной военный корабль с двумя рядами вёсел. Оснащались таранами. Бирема могла иметь боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Длина 30-38 м. Водоизмещение от 60 до 100 т.
Баго́р — инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более 1 метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я